Поиск по этому блогу

понедельник, 30 января 2012 г.

Машины Гагарина

Машины Гагарина
Личный автомобиль в 60-е годы был признаком не cтолько благосостояния владельца, сколько его высокого социального статуса. На машину мало было заработать, ее следовало заслужить. И человек, имевший собственное авто, выделялся из общей массы. Но была и обратная связь: тот, кто стоял совсем уж особняком, должен был иметь не просто машину, а что-то из ряда вон выходящее. И в этом смысле равных не было всенародным любимцам-космонавтам. Герои страны были одарены многими благами, в том числе и автомобильными щедротами.

Первым из первых во всем был, разумеется, Гагарин. Взлетев до космических высот, ходить пешком он уже не имел права. И руководство страны подарило ему «Волгу» - ГАЗ-21 второй модели. Это был автомобиль специальной сборки черного цвета с необычным голубым салоном.

Проблема была только в том, что водительского удостоверения у Гагарина не имелось. Выглядело это смешно: первым полететь в космос у него, значит, прав хватало, а за руль сесть - нет. Позволить кому-то усомниться, что космонавт номер один может не управиться с машиной, было недопустимо. И Гагарину организовали сдачу экзамена экстерном.

Космонавту вручили права. Правда, за рулем он не всегда сидел сам - иногда Гагарина возил водитель. Но, как и простым смертным, герою пришлось повозиться с детищем нашего автопрома...

Есть несколько снимков, на которых он сам копается в моторном отсеке, а есть и мемуары очевидцев, рассказывавших, как космонавт приезжал на Горьковский автозавод ремонтировать подарок правительства. Причем случилось это меньше чем через два года после получения авто.



В 60-е годы «Волга-21» стоила 5600 рублей, но купить ее просто так, придя с улицы, было нереально. Поэтому возможность приобрести авто была для космонавтов щедрым подарком властей. После гибели Гагарина родные передали машину в музей на его родине, где она стоит под специальным колпаком и сегодня.

«Хрущевская» «Волга» была не единственной в автопарке первого космонавта. Позднее он приобрел себе еще одну, но уже более поздней - третьей - серии. Тоже черную, но с серым салоном. Однако и она оказалась не самой шикарной его машиной. В 1965 году Гагарин поехал во Францию и в ходе визита посетил завод фирмы Matra, специализировавшейся на ракетных технологиях.

Французы не удержались и повели космонавта в свое «подсобное хозяйство». Занимаясь разработкой композитных материалов для космических нужд, они использовали полученные знания и на земле - собирали мощные спортивные машины с кузовом из малознакомого тогда широкой публике стеклопластика.

Гагарин постоял возле главной разработки фирмы - двухместного купе Matra-Bonnet Jet VS, сказал о нем несколько добрых слов. И руководство компании решило сделать великому человеку подарок и через французское посольство в Москве переслало космонавту такую машину голубого цвета. Правда, ездил на ней Гагарин мало, предпочитая менее приметные «Волги». Двадцать лет после гибели космонавта Matra хранилась в Звездном городке, а в 90-х семья Гагарина продала ее литовскому бизнесмену.



по материалам КП

Комментариев нет:

Отправить комментарий